Астрономы рассказали о процессе «старения» белых карликов

Специалисты из Уорикского университета опубликовали исследование, в котором подтверждается гипотеза о замедленной эволюции белых карликов, многие из которых превратились в гигантские космические кристаллы.

Астрономы с помощью космического телескопа Gaia на протяжении нескольких лет наблюдали за 15 000 белыми карликами, которые находятся на расстоянии до 300 световых лет от Солнца.

Напомним, что белый карлик — это распространенный тип звезд с малой светимостью, которые уже завершают свой эволюционный ход.

В таком состоянии они могут находиться миллиарды лет, и белые карлики составляют несколько процентов от общего числа звезд в нашей Галактике.

Авторы нового исследования решили проверить давнюю гипотезу, согласно которой при непрерывном понижении температуры после остановки термоядерных реакций в плотном ядре белых карликов может идти кристаллизация атомов углерода и кислорода.

Этот процесс подогревает звезду, замедляя ее угасание и старение.

Во время своего исследования ученые установили температуру и возраст белых карликов, основываясь на цвет и светимость звезд.

Работа подтвердила избыток сравнительно молодых белых карликов — по нашим оценкам, в некоторых старение звезды замедлилось на целых 2 млрд лет. Подпитывает их энергия кристаллизации, — пояснили авторы исследования.

Как показали дальнейшие исследования, ядро белого карлика состоит в основном из углерода, кислорода и других «металлов». Из-за огромного давления их атомы теряют внешние электроны и сжимаются в очень плотную, положительно заряженную жидкость, а когда происходит понижение температуры жидкость начинает кристаллизоваться.

Все белые карлики кристаллизуются на определенной стадии своей эволюции. Это значит, что миллиарды белых карликов в нашей Галактике уже завершили этот процесс и практически целиком превратились в кристаллические сферы, — пояснил автор работы Пьер-Эммануэль Трембле.

Напомним, что Солнце станет кристаллическим белым карликом через 10 миллиардов лет.

Ученые нашли рецепты, которым 3800 лет

Современные повара никак не могут раскрыть секрет приготовления блюд, которые пользовались успехом у жителей древнего Вавилона. И это при том, что все ингредиенты известны.

В Йельском университете расшифровали надписи на вавилонских клинописных табличках, возраст которых примерно 3800 лет. То есть еще задолго до основания Рима в Вавилоне уже готовили изысканные блюда, рецепты которых дошли до наших дней. Как следует из клинописи, к столу подавали густой суп из ягненка и свеклы, мясной бульон с зирой (по-другому эту пряность еще называли “римский тмин”) и молотым кориандром.

А украсить блюда следовало тонко нарезанным египетским луком-пореем.

О том, что меню жителей древнего царства было весьма разнообразным, говорит и другой рецепт — слоеный пирог из мяса птицы. Его подавали под крышкой из теста, а снимать ее нужно было лишь после того, как блюдо подавали на стол. Есть в табличках упоминания и о том, как готовить рыбу и десерты. Исследователи считают, что в древнем Вавилоне зародились традиции, которые и сейчас сохраняются в кухне некоторых народов современного Ирака.

Найденные клинописные таблички — большая редкость: всего их обнаружено более полумиллиона, но только в четырех из них ученые нашли кулинарные рецепты. Именно эти раритеты позволяют теперь заглянуть в будничную жизнь древних вавилонян. На табличках обнаружены десятки описаний блюд — густых супов, жаркого, десертов, пирогов. Наиболее старым из табличек 38 тысяч лет. Это самые древние рецепты в мире.

Однако задача приготовить блюда по древневавилонским рецептам не так проста, как может показаться. Дело в том, что в табличках указаны исключительно ингредиенты, из которых следует готовить, но полностью отсутствует упоминание о пропорциях. Поэтому восстановить их можно, лишь полагаясь на опыт современных поваров.

Команда из ассириологов, археологов, химиков пищевой промышленности и экспертов по кулинарным традициям Ближнего Востока работала над тем, чтобы приготовить такие блюда. Правда, они оказались, по мнению специалистов, недостаточно вкусными. А вот были ли они неправильно приготовлены или просто не подходят современному человеку — вопрос по-прежнему открытый.

Оригинал