Комета Борисова несет в себе воду из другой солнечной системы

Недавно мы рассказывали вам о втором межзвездном госте нашей Солнечной системы — комете Борисова. Исследователи отмечают, что комета Борисова внешне ничем не отличается от комет, которые бороздят просторы нашей Солнечной системы, при этом появление кометы дает возможность ученым изучить ее состав, который поможет больше узнать о физике и химии других звездных систем. Имеющиеся данные уже сегодня указывают на то, что во Вселенной, за пределами Солнечной системы, есть много воды. Однако обнаружить и изучить ее совсем не просто — если только вода не прилетит к нам сама.

Что и произошло в случае с кометой Борисова — согласно результатам исследования, которое будет опубликовано в The Astrophysical Journal Letters — этот межзвездный гость выделяет пары воды.

Так комета Борисова выглядит на фото

Какая она — вода других звездных систем?

«Кометы имеют примитивный летучий состав, который, как считается, отражает условия, присутствующие в области их образования в протосолярном диске. Это делает исследования кометных летучих веществ важным фактором для понимания физических и химических процессов, которые происходят во время формирования планет», — пишут исследователи в своей статье. На сегодняшний день ученые изучили довольно большое количество комет Солнечной системы, поэтому обладают пониманием какие процессы происходили в нашей системе. А вот экзопланеты по-прежнему остаются для ученых загадкой. Их понимание может помочь исследователям выяснить, как возникла жизнь во Вселенной.

Кометы Солнечной системы обычно богаты водой и некоторые исследователи полагают, что большое количество земной воды могло попасть на кометы и астероиды. Так, Адам Маккей из Центра космических полетов имени Годдарда NASA и его коллеги вели спектроскопические наблюдения за межзвездной кометой, чтобы попытаться определить, сколько воды она несет. Используя прибор ARCES высокого разрешения, установленный на телескопе Астрофизического исследовательского консорциума (ARC) в Нью-Мексико, они определили что на комете присутствует вода.

Комета Борисова очень похожа на кометы Солнечной системы

Чем уникальна комета Борисова?

Другие спектроскопические анализы, проведенные за два месяца с момента открытия кометы, показали, что межзвездная комета Борисова производит цианид, а также двухатомный углерод — еще два вещества, распространенных в кометах Солнечной системы. На основании этих анализов, пропорции, в которых комета производит воду, цианид и двухатомный углерод, также очень похожи на пропорции комет Солнечной системы.

Исследователи отмечают, что для подтверждения результатов необходимы дальнейшие наблюдения, однако пока что комета Борисова выглядит очень похоже на кометы, уже знакомые нам. И это здорово, потому что означает, что условия формирования нашей звездной системы не уникальны. Из чего следует,что на просторах бесконечной Вселенной может быть большое количество планет, похожих на наш дом. Комета Борисова максимально приблизится к Солнцу 8 декабря. К этому времени она будет становиться все ярче, поэтому мы с нетерпением ждем новой информации об этом удивительном межзвездном госте. Как думаете, что еще удастся выяснить ученым о комете Борисова?

Источник ➝

Астрономы заглянули в бурное прошлое Паллады

Астероид Паллада (2 Pallas) занимает третье место в списке крупнейших тел Главного астероидного пояса между орбитами Марса и Юпитера. Ее средний диаметр составляет 512 км. На этот объект приходится 7% от общей массы пояса. К сожалению, Паллада пока не исследовалась космическими аппаратами с близкого расстояния, поэтому сведения о ее составе и строении остаются обрывочными. Но благодаря приемнику SPHERE, смонтированному на Очень большом телескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO), астрономы смогли заглянуть в ее бурное прошлое.

Полученное VLT изображение астероида Паллада. Источник: Massachusetts Institute of Technology

Сотрудникам обсерватории удалось получить наиболее детальные на данный момент изображения Паллады. Снимки показали, что астероид внешне напоминает мячик для гольфа. Его поверхность испещрена многочисленными кратерами. Астрономы идентифицировали как минимум 36 ударных формаций диаметром свыше 30 км. Две из них настолько велики, что выброшенные во время их образования обломки могли сформировать собственные астероидные семейства.

По мнению ученых, неровная поверхность этого небесного тела является следствием особенностей его орбиты. Большинство астероидов Главного пояса движутся по более-менее схожим эллиптическим траекториям. Однако орбита Паллады имеет очень большой наклонение к плоскости эклиптики (и главной плоскости пояса), составляющее 34,8°. Таким образом, дважды на протяжении оборота вокруг Солнца ей приходится «пробиваться» через астероидный пояс под углом, благодаря чему столкновения, которые объект испытывает на своем пути, в среднем оказываются в четыре раза более разрушительными, чем столкновения между двумя «обычными» астероидами на близких орбитах.

Созданная исследователями симуляция показала, что за свою историю Паллада должна была пережить в два-три раза больше ударов, чем Веста (4 Vesta) и карликовая планета Церера (1 Ceres). Скорее всего, она является самым кратерированным объектом Главного пояса.

Изображение астероида Паллада, полученное телескопом Hubble. Источник: Hubble Space Telescope/STScI
Орбита астероида Паллада. Источник: wikipedia.org
Четыре крупнейших астероида Главного пояса. NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/ESO

Кроме того, ученые попытались выяснить происхождение двух наиболее крупных видимых деталей на поверхности Паллады: ударного бассейна в районе экватора и необычно яркого пятна в южном полушарии. Моделирование показало, что экваториальный кратер мог образоваться 1,7 млрд лет назад в результате столкновения с телом поперечником от 20 до 40 км. Что касается пятна, то исследователи допускают наличие в этом регионе поверхностных солевых отложений.

В данный момент NASA рассматривает возможность отправить к астероиду небольшой зонд Athena. Он будет выведен в космос в качестве попутного груза вместе с аппаратом Psyche. После разделения Athena продолжит самостоятельное путешествие по Солнечной системе и затем совершит близкий пролет Паллады. Если миссия будет одобрена, это случится в 2024 г.

По материалам: https://phys.org