NASA построит телескоп для поиска околоземных астероидов

NASA планирует построить новый инфракрасный космический телескоп. На него будет возложена задача поиска околоземных астероидов. С таким заявлением недавно выступил первый помощник руководителя Дирекции научных миссий NASA Томас Зурбухен.

По словам Зурбухена, аппарат должен стать преемником телескопа WISE. Он был запущен в 2009 году с целью получения инфракрасного обзора всего неба. После успешного завершения основной миссии, телескоп был переведен в спящий режим. В 2013 году инженеры вновь активировали аппарат.
В рамках новой миссии NEOWISE на телескоп были возложены задачи по изучению астероидов и комет. В общей сложности, за первые четыре года после возобновления работы, он обнаружил 290 неизвестных ранее околоземных объектов. 262 из них являются астероидами, 28 — кометами. 47 астероидов были классифицированы как представляющие потенциальную опасность.

Согласно последним прогнозам инженеров, WISE сможет продолжать работу примерно до середины следующего года. Поэтому в агентстве задумались над созданием специализированного аппарата, предназначенного для поиска околоземных объектов. Несколько лет тому назад проект подобного телескопа участвовал в отборе по программе Discovery, однако так и не был одобрен.

Поэтому, сейчас в NASA решили напрямую профинансировать создание нового телескопа. Дирекция научных миссий агентства уже зарезервировала под него 150 млн долларов в текущем финальном году. Общий же бюджет миссии составит около 500 – 600 млн долларов. Ориентировочно, она может быть запущена в 2025 году.

1300-килограммовый аппарат будет выведен в точку Лагранжа L1 системы «Солнце-Земля». Для запуска предполагается использовать ракету, аналогичную по характеристикам носителям Atlas V и Falcon 9. Научная начинка аппарата будет состоять из 50-сантиметрового телескопа и инфракрасной камеры, способной снимать в диапазоне от 4 до 10 мкм. Номинальная продолжительность миссии составит 5 лет с возможностью дальнейшего продления до 10 лет. Ожидается, что за это время телескоп сумеет обнаружить 90% околоземных астероидов, имеющих диаметр более 140 м.

Астрономы заглянули в бурное прошлое Паллады

Астероид Паллада (2 Pallas) занимает третье место в списке крупнейших тел Главного астероидного пояса между орбитами Марса и Юпитера. Ее средний диаметр составляет 512 км. На этот объект приходится 7% от общей массы пояса. К сожалению, Паллада пока не исследовалась космическими аппаратами с близкого расстояния, поэтому сведения о ее составе и строении остаются обрывочными. Но благодаря приемнику SPHERE, смонтированному на Очень большом телескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO), астрономы смогли заглянуть в ее бурное прошлое.

Полученное VLT изображение астероида Паллада. Источник: Massachusetts Institute of Technology

Сотрудникам обсерватории удалось получить наиболее детальные на данный момент изображения Паллады. Снимки показали, что астероид внешне напоминает мячик для гольфа. Его поверхность испещрена многочисленными кратерами. Астрономы идентифицировали как минимум 36 ударных формаций диаметром свыше 30 км. Две из них настолько велики, что выброшенные во время их образования обломки могли сформировать собственные астероидные семейства.

По мнению ученых, неровная поверхность этого небесного тела является следствием особенностей его орбиты. Большинство астероидов Главного пояса движутся по более-менее схожим эллиптическим траекториям. Однако орбита Паллады имеет очень большой наклонение к плоскости эклиптики (и главной плоскости пояса), составляющее 34,8°. Таким образом, дважды на протяжении оборота вокруг Солнца ей приходится «пробиваться» через астероидный пояс под углом, благодаря чему столкновения, которые объект испытывает на своем пути, в среднем оказываются в четыре раза более разрушительными, чем столкновения между двумя «обычными» астероидами на близких орбитах.

Созданная исследователями симуляция показала, что за свою историю Паллада должна была пережить в два-три раза больше ударов, чем Веста (4 Vesta) и карликовая планета Церера (1 Ceres). Скорее всего, она является самым кратерированным объектом Главного пояса.

Изображение астероида Паллада, полученное телескопом Hubble. Источник: Hubble Space Telescope/STScI
Орбита астероида Паллада. Источник: wikipedia.org
Четыре крупнейших астероида Главного пояса. NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/ESO

Кроме того, ученые попытались выяснить происхождение двух наиболее крупных видимых деталей на поверхности Паллады: ударного бассейна в районе экватора и необычно яркого пятна в южном полушарии. Моделирование показало, что экваториальный кратер мог образоваться 1,7 млрд лет назад в результате столкновения с телом поперечником от 20 до 40 км. Что касается пятна, то исследователи допускают наличие в этом регионе поверхностных солевых отложений.

В данный момент NASA рассматривает возможность отправить к астероиду небольшой зонд Athena. Он будет выведен в космос в качестве попутного груза вместе с аппаратом Psyche. После разделения Athena продолжит самостоятельное путешествие по Солнечной системе и затем совершит близкий пролет Паллады. Если миссия будет одобрена, это случится в 2024 г.

По материалам: https://phys.org