Эффективная диета: ученые выяснили, что происходит с микрофлорой кишечника

Ученые Балтийского федерального университета имени И. Канта приняли участие в масштабном исследовании, установившем, как меняется микрофлора кишечника при краткосрочном изменении диеты. Оказалось, что всего двух недель сбалансированного питания достаточно, чтобы состав микроорганизмов в кишечнике ощутимо изменился.

Поисковые системы по запросу "индивидуальная диета" выдают сотни сайтов с предложениями, отзывами и рекомендациями. Пользу ставшего модным сбалансированного питания по персонально разработанной программе признают и ученые.

Однако до сих пор оставалось неизвестным, как именно подобная диета влияет на микрофлору кишечника.

Сотрудники БФУ совместно с коллегами из других российских вузов провели масштабное экспериментальное исследование, чтобы выяснить, достаточно ли двухнедельной диеты, чтобы изменить состав микроорганизмов в кишечнике.

"Идея эксперимента сформулирована нашими партнерами, мы осуществляли техническую реализацию части этапов, включая подготовку проб и высокопроизводительное секвенирование", – сообщил один из авторов исследования, сотрудник Института живых систем БФУ Алексей Корженков.

На первом этапе участники этого довольно деликатного проекта заполнили анкету, указав, с какой регулярностью употребляют тот или иной продукт. Например, морковь – ежедневно, сосиски – дважды в неделю.

Затем ответили, как часто курят, прибегают к алкоголю, сколько спят, какие лекарства принимают. На следующей стадии ученые провели клинический анализ микробиоты кишечника респондентов, разработали индивидуальную диету для каждого. А спустя две недели провели повторный анализ, сравнив результаты. Оказалось, что даже такая непродолжительная диета сказывается на микрофлоре кишечника со знаком "плюс".

В исследовании приняли участие 207 человек (110 мужчин и 97 женщин) в возрасте от 18 до 64 лет. Разработанная для них диета включала два набора рекомендаций – индивидуальный и базовый.

Ученые предложили всем добровольцам минимизировать в своем рационе долю сахара, соли, насыщенных жиров. Посоветовали снизить потребление "пустых калорий" (сладкая газировка, выпечка, майонез), выпивать достаточное количество воды.

Индивидуальная часть диеты строилась на основе данных, предоставленных испытуемыми. Если кто-то, допустим, перебирал по части картофеля, ему советовали сократить его употребление до двух раз в неделю.

До и после диеты исследователи проанализировали состав микроорганизмов в кишечнике (их суммарное разнообразие превысило 600 видов микроорганизмов). Для сравнения результатов ученые рассчитали так называемый коэффициент сходства Брея – Кертиса. Он применяется, чтобы определить, насколько похож видовой состав двух групп животных.

Данный коэффициент рассчитывается через численность видов, уникальных и общих для двух групп, изменяясь от 0 (абсолютно идентичный состав) до 1 (абсолютно различный состав). В эксперименте коэффициент схожести микрофлоры кишечника до и после двухнедельной диеты оказался равным 0,45. Аналогичный показатель у представителей контрольной группы, которые питались по обычному меню, оказался вдвое меньше – 0,26.

Специалисты полагают, что результаты их работы могут подтолкнуть к созданию на основе полученных данных о микрофлоре кишечника эффективных индивидуальных диет.

Исследование проводилось при участии Университета ИТМО, МФТИ, Новосибирского государственного университета, Медико-генетического научного центра, Университета Джорджа Мейсона, Гронингенского университета и Института микробиологии имени С.Н. Виноградского РАН.

Результаты эксперимента опубликованы в журнале Nutrients.

РИА Новости https://ria.ru/science/20180821/1526877693.html

Мог ли новый вирус попасть на Землю с метеоритом

Наша планета — уникальное прибежище жизни во Вселенной, которая проявляет себя порой в самых необычных формах. Так, одной из самых необычных биологических находок последнего времени стало обнаружение совершенно нового типа вируса, чьи характеристики генов не похожи на те, что были исследованы человеком ранее. Откуда же берет свое происхождение гигантский вирус, заражающий преимущественно амеб, и может ли он быть путешественником с другой планеты, попав к нам на Землю при помощи метеорита, каким-то образом уцелевшего в атмосфере?

Гигантские вирусы — уникальные в своем роде микроорганизмы, которые можно рассмотреть под микроскопом. Благодаря своим размерам, вирусы некоторое время считались подвидом обитавших в воздухоохлаждающей системе Великобритании бактерий, однако изучение генетических свойств этих организмов показало наличие у них особо крупного генома и возможности интеграции с другими микроорганизмами-протистами.

Один из таких необычных вирусов был недавно обнаружен в ручье озера Пампулья в Бразилии, когда команда ученых-биологов собирала пробы воды с целью нахождения новых видов микроорганизмов. Несмотря на то, что обнаруженный вирус считается гигантским и поражает преимущественно амеб, его уникальные размеры сложно назвать большими: диаметр вируса составляет всего 80 нанометров, сообщает портал livescience.com.

При проведении анализа генома микроорганизма, ученые выявили у него наличие уникальной генной сигнатуры, которая никогда ранее не встречалась в других вирусах. Согласно исследованию, лишь 6 из 74 генов обнаруженного организма показали некоторое сходство с другими известными генами. “Яравирус” — именно так был назван новый крошечный “гигантский” вирус — бросает вызов общепринятой классификации ДНК-вирусов.

Из-за того, что оболочка вируса не похожа ни на один из известных ранее белков, исследователи не могут определить точное место происхождения вируса. Для того, чтобы это сделать, ученые планируют рассмотреть все известные к настоящему моменту сигнатуры вирусов и сравнить их характеристики с вновь обнаруженным микроорганизмом. К счастью, яравирус не способен заразить клетки человека и причинить им вред. Более того, найденный вирус может оказаться полезным окружающей среде, помогая в переработке питательных веществ или при борьбе с вредителями.

Несмотря на то, что процесс определения места происхождения вируса может занять некоторое время, исследователи надеются продолжить анализ особенностей микроорганизма для того, чтобы понять, как он взаимодействует с амебами и другими потенциальными хозяевами. Специалисты утверждают, что обнаружение уникального вируса в очередной раз доказывает, что человечество находится лишь в самом начале своего пути в изучении всего имеющегося на Земле разнообразия живых организмов.

Источник